Поскольку при создании массива с настройками по умолчанию координаты клонированных объектов совпадают с исходным объектом, все они сливаются. При помощи параметров в верхней части окна Array можно определить смещение объектов относительно друг друга, а также задать градус поворота и масштаб вдоль каждой из осей. По умолчанию для этих параметров устанавливается значение 0, то есть все объекты массива создаются с одинаковым масштабом и углом поворота. Если вы создаете двумерный или трехмерный массив, нужно указать параметры смещения рядов, иначе они сольются. Для этого используются параметры в области Incremental Row Offsets[/b], которые становятся активными при переключении в двумерный или трехмерный массив.
Чтобы в процессе создания массива можно было наблюдать за тем, как выглядят объекты в окне проекции, можно использовать кнопку Preview. Если вы создаете множество объектов, которые имеют сложную геометрию, перед нажатием кнопки Preview лучше установить флажок Display As Box. Это ускорит отображение массива в окнах проекций.
Если вы недовольны полученным результатом, нажмите кнопку Reset All Parameters, чтобы вернуться к настройкам по умолчанию и начать создание массива заново.
Группировка объектов
Трехмерные объекты, имеющие сложную геометрию, могут включать в себя большое количество мелких элементов. Например, автомобиль состоит из колес, фар, лобового стекла, дверей, кузова и т. д. Чтобы работать с таким набором элементов было удобнее, в 3ds Max предусмотрена возможность группировки объектов. При необходимости работать с трехмерными объектами как с единым целым их можно объединить в группу, которая будет иметь свое название.
Таким образом, вместо большого количества объектов мы получим один. Работать с объектом после группировки можно точно так же, как и с любым обычным трехмерным объектом - вращать его, передвигать, масштабировать и т. д. Например, если вам нужно изменить положение трехмерного автомобиля в пространстве, то придется по очереди передвигать все объекты, из которых он состоит. Если же их сгруппировать, то переместить нужно будет лишь один раз.
Все операции, связанные с группировкой, находятся в меню Group. Для создания группы нужно выделить все объекты, которые в нее входят, выполнить команду Group>Group и ввести название группы.
После создания группы объекты, которые в нее входят, не отображаются в списке объектов окна Select Object. Вместо этого там отображается название группы, которое заключено в квадратные скобки, например, [Group01]. После создания группы при щелчке по любому объекту, который в нее входит, выделяется вся группа. На это указывает окаймляющий параллелепипед (он также называется габаритный контейнер), который является общим для всех объектов.
Если нужно изменить объект, который находится в группе, можно использовать операцию открытия группы. Для этого выберите команду Open в меню Group. При этом окаймляющий параллелепипед (габаритный контейнер) вокруг группы изменит свой цвет на розовый, а объектами можно будет управлять по отдельности. Когда работа с объектами в рамках группы будет завершена, нужно закрыть группу, выбрав команду Close.
Когда группа открыта, можно исключать объекты из ее состава. Для этого выделите один или несколько объектов, которые нужно исключить, и выберите команду Detach в меню Group. После этого не забудьте закрыть группу.
Чтобы разгруппировать объекты, используйте команду Ungroup, а для добавления к группе дополнительных объектов - команду Attach. После выбора этой команды просто щелкните на одном из объектов сцены, который входит в состав группы.
Изменение положения опорной точки [/size]
После группировки объекты помещаются в единый габаритный контейнер, и оси координат находятся в его центре. Это означает, что все операции с группой выполняются относительно этого условного центра. Но во многих случаях такое расположение осей не очень удобно, поэтому в 3ds Max предусмотрена возможность изменения их положения.
Для этого выделите сгруппированный объект, перейдите на вкладку Hierarchy командной панели, нажмите кнопку Pivot и в свитке настроек Adjust Pivot нажмите кнопку Affect Pivot Only. После этого можно задать параметры размещения опорной точки в области Alignment или подкорректировать положение осей вручную, активировав инструмент Move.
Изменять опорную точку нужно не только при работе со сгруппированными объектами, в чем вы сможете убедиться, выполнив домашнее задание.